2.2. Специальная оценка условий труда
Основные положения о специальной оценке условий труда
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальную оценку условий труда проводят в целях:
– осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
– установления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;
– информирования работников об условиях труда на их рабочих местах;
– разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
Основной задачей специальной оценки условий труда является установление реально существующих условий труда в интересах работников, а не привлечение к ответственности работодателя.
По общему правилу, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
– надомников;
– дистанционных работников;
– работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
– работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Также специальная оценка условий труда не может быть проведена на вакантном рабочем месте.
Кроме этого, на некоторых рабочих местах специальная оценка подлежит проведению с учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом России. До их установления процедура проводится в общем порядке.

Рабочие места, на которых проводится

специальная оценка условий труда

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, включает:
1. Рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
2. Рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
3. Рабочие места отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации.
4. Рабочие места медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные).
5. Рабочие места медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
6. Рабочие места работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта.
7. Рабочие места творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
8. Рабочие места работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений.
9. Рабочие места водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы.
10. Рабочие места, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды.
11. Рабочие места работников, занятых на подземных работах.
12. Рабочие места водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования.
13. Рабочие места медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также медицинских и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения:
– в психиатрических, психоневрологических, нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях, структурных подразделениях (в том числе в отделениях, кабинетах, лечебно-производственных (трудовых) мастерских) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами;
– в детских психиатрических, психоневрологических лечебно-профилактических медицинских организациях, в том числе в домах ребенка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушениями психики, структурных подразделениях (в том числе в отделениях, отделах, кабинетах) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, кроме предназначенных для лечения детей с поражением центральной нервной системы без нарушения психики, стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, образовательных организациях, осуществляющих обучение умственно отсталых детей и детей, страдающих психическими заболеваниями, образовательных организациях, структурные подразделения которых реализуют образовательные программы для умственно отсталых детей и детей, страдающих психическими заболеваниями;
– в клиниках (клинических отделениях) научных (научно-исследовательских) организаций и образовательных организаций высшего образования, оказывающих психиатрическую помощь;
– в бюро медико-социальной экспертизы (экспертные составы главного бюро медико-социальной экспертизы, экспертные составы Федерального бюро медико-социальной экспертизы, образованные для освидетельствования лиц с психическими расстройствами).
14. Рабочие места работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, следующих допущенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению (проведению) указанных видов деятельности (работ) организаций:
– организации, эксплуатирующие радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты), за исключением рабочих мест, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений;
– организации промышленности боеприпасов и спецхимии.
15. Рабочие места медицинских работников, непосредственно оказывающих паллиативную медицинскую помощь в соответствии со своими должностными обязанностями и осуществляющих указанную деятельность в медицинских организациях или структурных подразделениях медицинских организаций, специализирующихся на оказании паллиативной медицинской помощи:
– в кабинетах паллиативной медицинской помощи взрослым;
– в отделениях выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым;
– в отделениях паллиативной медицинской помощи взрослым;
– в дневных стационарах паллиативной медицинской помощи взрослым;
– в хосписах для взрослых;
– в домах (больницах) сестринского ухода для взрослых;
– в отделениях сестринского ухода для взрослых;
– в респираторных центрах для взрослых;
– в отделениях выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания;
– в отделениях (на койках) паллиативной медицинской помощи детям, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания;
– в дневных стационарах паллиативной медицинской помощи детям;
– в хосписах для детей.
 Аналогичные рабочие места
До начала специальной оценки утверждается перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, включая аналогичные рабочие места. Решение об отнесении рабочих мест к аналогичным принимает эксперт организации, которая проводит оценку.
Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:
а) рабочие места:
– оснащены одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– находятся в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
б) работники:
– трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность;
– выполняют одни и те же трудовые функции при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме рабочего времени;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
– обеспечиваются одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места из перечня. На аналогичных рабочих местах – в отношении только 20 % от общего числа таких мест (но не меньше 2 мест). При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места.
Типичные ошибки при определении аналогичных рабочих мест:
– невыполнение правила о том, что специальная оценка должна быть проведена как минимум на двух рабочих местах. Например, если при наличии в компании пяти аналогичных позиций работы замеры выполняются только на одной из них, то это будет нарушением;
– невыполнение требования об идентичности рабочих графиков. Сотрудники, которые работают в одинаковых помещениях и выполняют аналогичные обязанности, но при этом один из них трудится в дневную, а другой в ночную смену, не могут считаться работающими в идентичных условиях;
– пренебрежение различиями в характеристиках применяемого оборудования. Техника и инструменты, применяемые работниками при выполнении должностных обязанностей, должны иметь не только одинаковую марку, но и совпадающую модель, а также год выпуска. Иначе такие места не будут считаться аналогичными;
– отнесение к аналогичным рабочих мест руководителей подразделений на основании названия должности. Здесь следует принимать во внимание, что руководство подразделениями, нацеленными на разные направления работ, по умолчанию предполагает разный характер должностных обязанностей, что автоматически влечет невозможность отнесения таких позиций к аналогичным;
– другие ошибки.
Комиссии по специальной оценке условий труда нужно уделить самое пристальное внимание соблюдению всех актуальных требований, выдвигаемых к аналогичным рабочим местам. Ведь в случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Для организации и проведения специальной оценки работодателю необходимо сформировать комиссию.
Число членов комиссии должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретное количество членов комиссии определяется с учетом штатного расписания работодателя.
В состав комиссии входят представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если он есть в организации.
При проведении специальной оценки у работодателя, относящегося к субъектам малого предпринимательства, в комиссию должны входить работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если он есть в организации.
Если у работодателей – субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), которые отнесены к микропредприятиям, нет возможности образовать комиссию, полномочия комиссии исполняет сам работодатель – индивидуальный предприниматель, руководитель организации или другой работник, уполномоченный работодателем.
При проведении специальной оценки у крупного работодателя с наличием обособленных структурных подразделений целесообразно создание не одной комиссии, а нескольких – в каждом из структурных подразделений под председательством работодателя или его представителя.
Образование комиссии оформляется приказом. В нем указывается состав комиссии и порядок ее деятельности. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому работодатель вправе издать его в произвольной форме.
С приказом о проведении специальной оценки необходимо ознакомить всех членов комиссии под подпись.
Работодатель утверждает график проведения специальной оценки. Унифицированной формы такого графика нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме. В графике следует указать сроки и этапы проведения специальной оценки.
График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении специальной оценки или оформлен в качестве приложения к нему.
Все члены комиссии должны ознакомиться с графиком под подпись.
До начала проведения специальной оценки условий труда комиссия по ее проведению должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Унифицированной формы такого перечня нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме.
В указанный перечень не нужно включать вакантные рабочие места, поскольку на таких рабочих местах специальная оценка условий труда не может быть проведена.
При проведении внеплановой и (или) повторной специальной оценки условий труда нужно присваивать индивидуальный номер, который полностью совпадает с первоначально указанным для данного рабочего места.
Оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест. На аналогичных рабочих местах специальную оценку достаточно провести в отношении 20% от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места. Если из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, хотя бы одно не соответствует признакам аналогичности, специальную оценку проводят на всех рабочих местах.
Для осуществления мероприятий по специальной оценке условий труда работодатель заключает гражданско-правовой договор со специализированной организацией.
В договор необходимо включить, в частности, следующие условия:
1) о видах работ и услуг по специальной оценке условий труда;
2) о сроках выполнения работ и оказания услуг по специальной оценке условий труда;
3) о стоимости выполнения работ по специальной оценке условий труда, порядке их оплаты;
4) о правах и обязанностях работодателя при проведении специальной оценки условий труда;
5) о правах и обязанностях специализированной организации при проведении специальной оценки условий труда;
6) об ответственности сторон в случае неисполнения обязательств по договору.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов  проводится на рабочих местах, которые включены в перечень, утвержденный комиссией по проведению специальной оценки условий труда. Осуществляет эту процедуру эксперт специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Идентификация не проводится в отношении следующих рабочих мест:
– на которых трудятся работники, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости;
– в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– на которых по результатам ранее проведенной специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Применение результатов специальной оценки условий труда
Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку. Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению специальной оценки и утверждается председателем комиссии не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня, когда он был направлен работодателю организацией, проводившей специальную оценку.
Отчет представляет собой комплект документов, которые специализированная организация (ее эксперты) оформляет в процессе осуществления специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах.
Отчет в отношении рабочих мест, на которых были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, включает следующие документы и информацию:
– сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
– перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием идентифицированных на них вредных и (или) опасных производственных факторов;
– карты специальной оценки, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
– протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
– протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты, сертифицированных в установленном техническим регламентом порядке и применяемых занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда работниками, проводимой для снижения класса (подкласса) условий труда (протокол представляется при проведении такой оценки);
– протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
– сводная ведомость специальной оценки условий труда;
– перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на чьих рабочих местах проводилась специальная оценка;
– заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку:
– письменные замечания и возражения работников относительно результатов специальной оценки, проведенной на их рабочих местах (при наличии).
Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета автоматически и который организация, проводящая специальную оценку, сообщает работодателю еще до начала выполнения работ.
Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Этот документ прилагается к отчету.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:
а) оптимальные (класс 1) – это условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают нормативы, принятые в качестве безопасных для человека, при этом создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника;
б) допустимые (класс 2) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают установленные нормативы, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
в) вредные (3 класс) – это условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы, в том числе:
– вредные 1 степени (класс 3.1) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
– вредные 2 степени (класс 3.2) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
– вредные 3 степени (класс 3.3) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
– вредные 4 степени (класс 3.4) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
г) опасные (класс 4) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным законом требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда;
10) замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде (при наличии).
Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, присвоенный информационной системой учета.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета о ее проведении.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;
16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Результаты проведения специальной оценки условий труда для перечисленных целей могут применяться при условии, что сведения о них внесены в информационную систему учета в установленном порядке. Результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться для данных целей со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.



Made on
Tilda