Роль системы управления охраной труда в деятельности организации Система – это целостное образование, комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих в связи со своим единением качественно новыми характеристиками. Любая система выступает элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы – системой более низкого порядка. Система управления охраной труда (СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных процедур и документов, регламентирующих организацию работ по охране труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов, систему контроля за выполнением, процедуры постоянного совершенствования работ по охране труда. Каждый работодатель вне зависимости от сферы деятельности и организационно-правовой формы должен соблюдать требования трудового законодательства в сфере охраны труда. Кроме того, именно на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Для этого необходимо создать систему управления охраной труда и обеспечить ее функционирование. Основной задачей системы управления охраной труда является организация работ по охране труда, направленных на устранение, ограничение или снижение частоты и тяжести профессиональных рисков. Системный подход позволяет решить задачи, связанные с управлением социально-экономическими процессами, помогает предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и последствия неудач. Атрибуты системы: 1) компоненты и элементы; 2) функции системы и ее компонентов; 3) внутренние и внешние воздействия; 4) интегративные качества; 5) структура; 6) общая цель и комплекс подцелей; 7) включенность в более сложную систему в роли компонента и элемента; 8) историчность; 9) структура управления системой; 10) информация. Основное свойство системы – целостность. Оно означает, что если система может быть разделена на элементы, то свойства и функции элементов (поскольку они находятся в системе) определяются их местом в рамках целого, а свойства целого не могут быть созданы и определены без некоторых свойств элементов. Все элементы системы осуществляют деятельность для достижения цели, стоящей перед системой в целом. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с политикой (стратегией) по охране труда. Количество целей определяется с учетом: – специфики производственной деятельности; – размера организации (предприятия); – показателей по условиям труда и профессиональным рискам; – наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Целостность системы осуществляется через связи. Связи существуют между элементами системы. Разновидности системных связей: – связи строения (структурные); – связи взаимодействия (кооперативные, корпоративные, конфликтные и др.); – связи функционирования (обеспечивающие жизнедеятельность объекта); – связи порождения (вызывающие к жизни); – связи преобразования (реализуемые через объект или путем взаимодействия объектов); – связи развития (модификация функциональных связей); – связи управления (создаются на основе программы и выступают способом ее реализации). Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему, то есть как совокупность элементов, взаимодействующих между собой во времени и пространстве. Функционирование элементов системы направлено на достижение общей цели. Основные этапы системного подхода в управлении: 1. Выделение объекта изучения из общей массы явлений и процессов, определение пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой. 2. Установление основных критериев целесообразного действия системы, а также основных ограничений и условий существования. 3. Определение вариантов структур и элементов, нахождение факторов, оказывающих влияние на систему. 4. Разработка модели системы. 5. Оптимизация работы системы по достижению цели. 6. Установление оптимальной схемы управления системой. 7. Определение надежной обратной связи по результатам функционирования, установление надежности функционирования системы. Основные принципы системного подхода: 1) структурность – возможность описания системы через установление связей и отношений ее элементов; 2) целостность – характеристика самой системы не сводится к сумме характеристик составляющих ее элементов; 3) иерархичность – соподчиненность элементов. Системы управления имеют структуру, характеризующуюся существованием двух каналов связей между субъектом и объектом управления: 1) канал прямой связи для передачи управляющего воздействия; 2) канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта. Управление – это функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (то есть совокупности свойств, утеря которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение действий, обеспечивающих устойчивость функционирования и достижение поставленной цели. Требования к управлению: 1) непрерывность – осуществление управления с необходимой периодичностью; 2) гибкость – смена форм управления в зависимости от обстановки и изменения долгосрочных тенденций; 3) всеситуационность; 4) оперативность – способность вовремя реагировать на изменения внутренней и внешней среды; 5) эффективность – экономичность выбираемых управленческих решений и всего процесса осуществления управленческой деятельности. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования системы управления охраной труда в локальном нормативном акте. Система управления охраной труда является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя. Система управления охраной труда представляет собой единство: – организационной структуры управления организации, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления; – мероприятий, обеспечивающих функционирование системы и контроль за эффективностью работы в области охраны труда; – документированной информации, включая локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия системы управления охраной труда, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы. Построение системы управления охраной труда в организации Разработка и внедрение системы управления охраной труда обеспечивают достижение ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя: – постоянное улучшение показателей в области охраны труда; – соблюдение законодательных и иных норм; – достижение целей в области охраны труда. Система управления охраной труда разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления ими. Положения системы управления охраной труда по безопасности распространяются на: – всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя; – представителей органов надзора и контроля; – работников подрядных организаций. В случае регулярного заключения договора подряда, разрабатывается и утверждается положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя. Работодатель может принимать политику (стратегию) в области охраны труда: – в виде публичной декларации о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств; – в виде локального акта или раздела локального акта, в котором излагаются цели и мероприятия по сохранению жизни и здоровья работников. Управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей. Взаимодействие (консультации) с работниками и их участие в управлении охраной труда обеспечивается с учетом: – определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах; – обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования системы управления охраной труда; – определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в системе управления охраной труда. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) системы управления охраной труда. При планировании системы управления охраной труда определяются и принимаются во внимание профессиональные риски. В плане мероприятий по охране труда организации рекомендуется указывать следующие примерные сведения: – наименование мероприятий и ожидаемый результат по каждому из них; – сроки реализации по каждому мероприятию; – ответственные лица за реализацию мероприятий; – выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.Функционирование системы управления
охраной труда в организации
Для обеспечения функционирования системы управления охраной труда работодателю рекомендуется: 1. Определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов. 2. Обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на их. 3. Обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда. 4. Документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда. Рекомендуется информировать работников в рамках системы управления охраной труда: – о политике и целях в области охраны труда – о системе стимулирования за соблюдение требований охраны труда и об ответственности за их нарушение; – о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений); – об опасностях и рисках на своих рабочих местах, о разработанных в их отношении мерах управления. Основные процессы по охране труда делятся на следующие группы: – группа 1 – процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе; – группа 2 – процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды в рамках функционирования процессов в организации; – группа 3 – сопутствующие процессы по охране труда; – группа 4 – процессы реагирования на ситуации. Процессы специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков являются базовыми процессами системы управления охраной труда в организации. Работодатель обеспечивает создание, применение и поддержание в работоспособном состоянии системы контроля, измерения, анализа и оценки показателей функционирования системы управления охраной труда и своей деятельности в области охраны труда. Работодатель определяет основные виды контроля функционирования системы управления охраной труда, включая: 1. Контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ. 2. Контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения. 3. Учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, изменений требований охраны труда и др. 4. Регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов и системы в целом. Работодатель вправе реализовывать многоступенчатые и внешние формы контроля функционирования системы управления охраной труда и контроля показателей реализации процедур. Работодателю, исходя из специфики своей деятельности, рекомендуется определить основные виды контроля функционирования системы управления охраной труда, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся: а) контроль трудового процесса: – контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов; – контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов, в том числе выполнения работ повышенной опасности; – выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; – реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур; б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: – специальная оценка условий труда работников; – обучение по охране труда; – проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований; в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов; г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов, так и системы управления охраной труда в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения. При проведении контроля функционирования системы управления охраной труда и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, работодателю рекомендуется оценивать следующие показатели: а) достижение поставленных целей в области охраны труда; б) способность действующей системы управления охраной труда обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда; в) эффективность действий, намеченных работодателем (руководителем организации) на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования системы управления охраной труда; г) необходимость дальнейшего развития (изменений) системы управления охраной труда, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя; д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении системы управления охраной труда; е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования системы управления охраной труда; ж) полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках системы управления охраной труда в целях выработки корректирующих мер. Примерный перечень показателей контроля функционирования системы управления охраной труда определяется, но не ограничивается, следующими данными: – абсолютные показатели – время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества; – относительные показатели – план (факт), удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами; – качественные показатели – актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов системы управления охраной труда.Результаты контроля рекомендуется использовать работодателю (руководителю организации) для оценки эффективности системы управления охраной труда, а также для принятия управленческих решений по ее актуализации, изменению, совершенствованию.
Совершенствование системы управления
охраной труда в организации
При анализе эффективности системы управления охраной труда, проводимом руководством, оценивают: – политику (стратегию) в области охраны для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда; – способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля; – необходимость изменения системы управления охраной труда, включая концепцию и цели по охране труда; – необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации; – выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования; – степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий; – эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности системы управления охраной труда. Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации. Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения: – лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер; – комиссии по охране труда, работников, а также их представителей. В целях улучшения функционирования системы управления охраной труда определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования системы управления охраной труда, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования системы управления охраной труда является одним из этапов функционирования системы управления охраной труда и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур), так и системы управления охраной труда в целом. Процесс формирования корректирующих действий направлен на повышение эффективности и результативности системы управления охраной труда путем: – улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда; – поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению системы управления охраной труда; – доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда. Целью планирования мероприятий по охране труда в организации является разработка на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на ее обеспечение для различных уровней системы управления охраной труда, включающих: – соответствие условий труда требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов; – основные элементы системы управления охраной труда в организации; – непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Планирование должно включать в себя процессы и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками, а также соответствующие ее концепции и цели в области охраны труда, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, гарантирующие выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем: – установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от концепции, целей и задач в области охраны труда; – установления и обеспечения использования методов выявления (идентификации) опасностей и оценки рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях; – разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления. Планирование предусматривает также разработку мер по постоянной корректировке документов системы управления охраной труда в соответствии с изменением законодательства и государственных требований. Планирование начинают после доведения информации об условиях труда до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству организации. Оформляют планирование мероприятий в виде приказов, распоряжений, планов-графиков и программ. Важно, чтобы все планируемые мероприятия были обеспечены необходимыми ресурсами и контролировалось их своевременное исполнение. Стабильность обеспечения охраны труда может быть достигнута в том случае, если в системе управления охраной труда предусмотрена возможность проведения полного комплекса мероприятий. Однако в зависимости от необходимости в конкретном случае может потребоваться и выполнение определенной части плановых мероприятий. Например, мероприятия по улучшению материальной базы, обучению персонала или по изменению организации работ. Разработку планов принятия рациональных решений осуществляют в процессе последовательного проведения следующих этапов работ: – диагностики проблемы, необходимой для принятия решения, предусматривающей сбор достоверной информации и анализ несоответствий для определения причин их появления; – формулирования ограничений и критериев для определения их реальных значений, предусматривающих исключение принципиально невозможных и неосуществимых мер из-за ограниченных ресурсов или по другим причинам; – определения и оценки вариантов, ограничивающих возможные реальные решения. Это предусматривает сопоставление возможных решений в зависимости, например, от соотношения цены и характеристик закупаемого оборудования. Если позволяет конкретная ситуация и нет жесткого ограничения по времени принятия решения, то не должен исключаться любой вариант, обеспечивающий возможность продолжения сбора и уточнения необходимой информации; – выбора варианта или оптимального решения. Выборы могут быть компромиссными, исходя из интересов организации. Мероприятия по качественному планированию охраны труда основываются на результатах исходного и последующих анализов, других имеющихся данных. Они должны обеспечивать поступательность и беспрерывность действия системы охраны труда и включать в себя: – ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную формулировку целей организации по охране труда; – подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления; – отбор критериев результативности мероприятий для подтверждения достигнутой цели; – необходимую техническую поддержку, ресурсы, включая человеческие и финансовые. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств: – федерального бюджета; – бюджетов субъектов Российской Федерации; – местных бюджетов; – внебюджетных источников. Порядок финансирования устанавливается: – федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; – законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается Минтрудом России. В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. ????????????????????????????????????????????????????
Информирование работников об условиях и охране труда
Информирование работников об условиях и охране труда В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации каждый работник имеет право на получение актуальной и достоверной информации: – об условиях и охране труда на их рабочих местах; – о существующих профессиональных рисках и их уровнях; – о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах; – о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; – об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ. Обязанность по информированию работников возлагается на: – работодателя; – соответствующие государственные органы; – общественные организации при наличии. Формами (способами) информирования работников с использованием визуальной (печатной) информации являются ознакомление работника: – при приеме на работу с условиями трудового договора; – с результатами специальной оценки условий труда; – с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях; – с требованиями локальных нормативных актов. Работодатели могут дополнительно применять следующие формы (способы) информирования работников: – размещение плакатов и листовок на рабочих местах, кабинетах охраны труда, уголках охраны труда и т.д.; – ознакомление работников с положениями коллективного договора и (или) отраслевого соглашения; – посещение рабочих мест (рабочих зон) с визуализацией опасных зон (участков) оборудования; – распространение периодических корпоративных изданий, плакатов среди работников; – распространение печатных информационных материалов на выставках, конференциях, семинарах; – рассылка по электронной почте или почтовой связью печатных информационных материалов. Работодатели могут применять следующие формы (способы) информирования работников с использованием видеоматериалов: – демонстрацию видеороликов или сюжетов при проведении инструктажей и обучения работников по охране труда; – демонстрацию видеороликов или сюжетов по корпоративному телевидению (при его наличии) и видеоканалам; – информирование работников об их трудовых правах в формате интернет-журнала событий (блога); – демонстрацию видеоматериалов на выставках, конференциях, круглых столах и семинарах. При информировании работников допускается использование интернет-ресурсов: 1. Корпоративный портал, официальный сайт работодателя. На этих ресурсах могут размещаться следующие информационные материалы: – сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда; – информационные тематические видеоролики или сюжеты; – электронные периодические корпоративные издания, листовки; – ссылки на сайты государственных органов. 2. Справочные правовые информационные системы. С их помощью обеспечивается доступ работников к актуальной правовой информации, аналитическим и справочным материалам, тематической обзорной информации о трудовых правах работников. 3. Социальные сети или группы в системах обмена сообщениями. Эти площадки применяются для размещения актуальной информации о трудовых правах работников, изменениях трудового законодательства и мерах по обеспечению трудовых прав работников. Работодатели могут размещать информационные материалы любыми перечисленными способами: – тиражирование (распространение) печатной продукции и видеоматериалов; – распространение материалов через кабинеты охраны труда или уголки по охране труда; – размещение на внутреннем корпоративном веб-портале или веб-сайте работодателя; – рассылка по электронной почте и (или) проведение онлайн-опросов; – проведение телефонных интервью; – проведение собеседований. Работодатель может оценивать эффективность работы по информированию работников по следующим показателям: – охват целевой аудитории; – количество размещенных в электронной форме материалов; – тираж печатных материалов; – количество проведенных мероприятий по охране труда. Выпуск периодических корпоративных изданий может осуществляться как в печатном, так и в электронном виде. Размещение материалов может осуществляться на плакатах, приобретенных из числа существующих шаблонов или разработанных по заказу работодателя. Выпуск материалов может осуществляться в виде листовок, буклетов в электронном и в печатном виде. Видеоматериалы рекомендуется распространять в соответствии с формами (способами) информирования работников, рассылать на электронную почту и (или) транслировать в социальных сетях. Работодатель или служба охраны труда заблаговременно извещает работников о проведении онлайн-опросов, телефонных интервью и собеседований. Перечень действующих актов по охране труда рекомендуется хранить у: – руководителя (специалиста) службы охраны труда; – руководителей структурных подразделений. Правила и инструкции по охране труда размещаются: – на рабочих местах или участках; – в специально отведенных и оборудованных местах. Кабинет охраны труда организуется в специальном помещении. Он создается при штатной численности 50 и более работников или большом объеме работ по охране труда. Кабинет используется для: – проведения семинаров, лекций, бесед и консультаций; – обучения по охране труда, в том числе проведения инструктажей; – организации выставок, экспозиций, стендов, макетов и т.д.; – проведение аналитических исследований состояния условий и охраны труда. Уголок охраны труда оформляется в виде стенда, витрины (проектора) или ТВ-панели с видеосвязью, компьютера. Он создается при штатной численности менее 50 работников или в структурных и обособленных подразделениях. Уголок используется для доведения информации о: – трудовых правах работников; – графиках проведения инструктажей и расписаниях учебных занятий; – выявленных нарушениях требований законодательства об охране труда и принятых мерах по их устранению и т.д. В тематическую структуру оснащения кабинета и уголка охраны труда рекомендуется включать: – общий раздел; – специальные разделы. Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства у работодателя. Оснащение кабинета и уголка определяется исходя из состава общего и специальных разделов и в зависимости от используемых и планируемых к использованию носителей информации. Оценка необходимой площади для кабинета производится на основе расчета потребности в обучении на календарный год, для уголка выделяется отдельное помещение или оборудуется часть помещения общего назначения. Коллективным договором (отраслевым соглашением) могут устанавливаться дополнительные требования к кабинетам и уголкам, организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению.