Раздел 1.2. Социальное партнерство в сфере труда

Понятие социального партнерства и его роль

 в трудовых отношениях

Социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между:
– работниками (их представителями);
– работодателями (их представителями);
– органами государственной власти, органами местного самоуправления. Ее цель – обеспечение согласования интересов работников и работодателей.
Назначение социального партнерства – обеспечение социального мира в обществе, достижение компромиссов. Система социального партнерства включает несколько уровней, на каждом из которых устанавливаются основы правового регулирования труда, а на последнем, низшем, уровне устанавливаются также конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Свободны они и в выборе форм партнерства:
– коллективные переговоры по подготовке проектов и заключению коллективных договоров, соглашений;
– взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и т. д.;
– участие работников, их представителей в управлении организацией;
– участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров и др.
Социальное партнерство основывается на принципах:
– равноправия сторон;
– уважения и учета интересов сторон;
– свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих предмет коллективных переговоров;
– добровольности принятия обязательств;
– заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;
– содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
– соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– полномочности представителей сторон;
– реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами;
– обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;
– контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
– ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Представителями работников в социальном партнерстве выступают профессиональные союзы и их объединения или иные структуры.
Органы социального партнерства – это трехсторонние комиссии, создаваемые на паритетной основе по решению сторон и наделенные полномочиями.
Социальное партнерство осуществляется на:
- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Работники и их доверенные лица

Работники и их доверенные лица
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Сторонами социального партнерства являются:
– работники и работодатели в лице уполномоченных представителей;
– органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства, когда:
– они выступают в качестве работодателей или уполномоченных ими представителей;
– не создано соответствующее объединение работодателей, относящихся к бюджетной сфере;
– в иных случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В Трудовом кодексе Российской Федерации закреплен круг представителей работников и работодателей в сфере социального партнерства, в том числе объединения профсоюзов и работодателей.
Одной из сторон трудовых отношений и социального партнерства является работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет, а в некоторых случаях также лица, не достигшие указанного возраста.
Организациями, которые могут представлять интересы работников, прежде всего, являются профессиональные союзы и их объединения.
Представлять интересы работников может и первичная профсоюзная организация, а также иные представители, избранные работниками.
Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзный орган – это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или уставом первичной профсоюзной организации. Таким органом может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) – профорганизатор, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, уставом первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.
По общему правилу, интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. В том случае, когда такая организация не создана или не объединяет большинство работников, могут быть избраны иные представители.
Первичная профсоюзная организация – это добровольное объединение членов профсоюза, работников, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя – индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза, либо устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.
В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться:
– цеховые профсоюзные организации;
– профсоюзные группы;
– иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.
Первичная профсоюзная организация (ее орган) действует в организации (у конкретного работодателя) и представляет в социальном партнерстве интересы своих членов. Однако при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем первичная профсоюзная организация может представлять интересы не только своих членов, но и других работников.
Законодательством предусмотрено три случая, когда профсоюзные организации (созданный ими единый представительный орган) выступают от имени всех работников данного работодателя:
– когда две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, создали единый представительный орган;
– когда в организации (у индивидуального предпринимателя) действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников;
– когда на общем собрании (конференции) работников избрана первичная профсоюзная организация, которой поручено вступить в коллективные переговоры от имени всех работников.
При этом передача первичной профсоюзной организации полномочий от имени работников, не являющихся членами профсоюза, не производится. В указанных случаях профсоюз осуществляет представительство всех работников независимо от членства в профсоюзе в силу прямого указания закона.
Трудовым законодательством также предусматривается возможность представительства профсоюзами работников, не состоящих членами соответствующих организаций, только для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, разрешения коллективных трудовых споров.
Для участия в иных формах социального партнерства не предусмотрено представительство профсоюзами работников, не являющихся их членами, что отличается от ранее действовавших правил. Представляется, что этот недостаток действующего законодательства может быть исправлен в коллективном договоре либо соглашении. В указанных актах можно предусмотреть возможность представительства работников, не являющихся членами профессионального союза, для участия в иных формах социального партнерства.
В отличие от взаимодействия в системе социального партнерства, представительство и защита интересов работников, которые не являются членами профсоюза, в индивидуальных трудовых отношениях осуществляется первичной профсоюзной организацией по соглашению с конкретным работником на условиях, установленных соответствующей профсоюзной организацией. Такие условия могут найти отражение в коллективном договоре. Например, может быть предусмотрено, что работник, интересы которого защищаются профсоюзной организацией в индивидуальном трудовом споре с работодателем (осуществляется правовая помощь, представительство в суде и др.), уплачивает так называемые взносы солидарности.
На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях – при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании социально-экономической политики – работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.
В зависимости от уровня социального партнерства представителями работников могут выступать общероссийские профсоюзы (их объединения), региональные объединения профсоюзов, территориальные либо первичные организации профессиональных союзов.
Непрофсоюзные представители работников могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в случаях, когда в организации нет первичных профсоюзных организаций либо ни одна профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников.
В указанных случаях возможны два варианта поведения:
– общее собрание (конференция) поручает выступать от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива);
– общее собрание (конференция) избирает представителя (представительный орган) для ведения коллективных переговоров и (или) участия в иных формах социального партнерства.
От имени работников при отсутствии первичной профсоюзной организации (либо ее малочисленности) могут выступать как представительный орган, так и специально избранные работники-представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и др. отнесено к компетенции общего собрания (конференции). В этом случае представитель (представительный орган) работников избирается тайным голосованием.
В крупных организациях приоритет чаще всего отдается созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов (например, работников работодателя – индивидуального предпринимателя) достаточно избрать одного или нескольких представителей.
Практика создания непрофсоюзных представителей не получила широкого распространения.
Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации. Наличие иных представительных органов (или избранных работниками представителей) не умаляет прав профессиональных союзов и не может служить основанием их ограничения.
Представители работодателей
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом.
Представителями работодателей – организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Комитеты (комиссии) по охране труда

Органы по рассмотрению трудовых споров
Трудовой кодекс Российской Федерации определяет две инстанции, где рассматриваются трудовые споры:
– комиссию по трудовым спорам;
– суд.
Если работник за разрешением трудового спора обратился в комиссию, то суд может быть второй инстанцией по рассмотрению этого спора. Также суд выступает в качестве второй инстанции, если спор перенесен в него работодателем или по заявлению прокурора, когда решение комиссии не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Суд может быть первой инстанцией по рассмотрению индивидуального трудового спора, если работник:
– желает сразу обратиться в суд, минуя комиссию;
– спорит с работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с религиозной организацией;
– обращается в суд по тем вопросам, которые перечислены в Трудовом кодексе Российской Федерации (о восстановлении на работе, изменении даты или причины увольнения и др.).
Индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, рассматриваются в суде. В связи с этим судья не вправе возвратить исковое заявление работника, работающего (работавшего) у работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, а суд – оставить заявление без рассмотрения (в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора).
Обращение в комиссию по трудовым спорам является альтернативной процедурой. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную
защиту. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением – в суд, либо сразу обратиться в суд.
Инициаторами образования комиссии выступают сами стороны спора – работник и работодатель. На рассмотрение комиссии трудовой спор поступает, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Комиссия в данном случае является арбитром между сторонами в споре. И если стороны обращаются к этому арбитру, то они обязаны соблюдать определенный порядок спора и подчиняться решению, которое будет принято.
Комиссия, как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, разрешает все споры о труде, если для некоторых из них закон не устанавливает иных форм рассмотрения. Она рассматривает споры:
– о переводах на другую работу и об изменении иных условий трудового договора;
– об использовании полагающегося работнику отдыха;
– о наложении дисциплинарных взысканий;
– об оплате труда и другие, связанные с применением к данному работнику норм и правил, установленных законодательством, соглашениями, коллективным договором, положением об оплате труда, иными актами, принятыми в организации;
– иные споры, связанные с соблюдением условий трудового договора.
В комиссии не могут рассматриваться споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции только суда или иных органов.
Процедура медиации (урегулирование споров с участием посредника) является внесудебным способом урегулирования споров с участием посредника. Этот нормативный акт изменил процессуальное законодательство, предоставив судьям право отложить рассмотрение трудового спора на срок до 60 дней для проведения сторонами процедуры медиации, а также обязал судей разъяснять сторонам право на разрешение спора посредством медиации.
Процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор – это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда

Уполномоченные (доверенные) лица работников по охране труда – основная форма участия работников-исполнителей в управлении охраной труда
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные лица могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.
Численность, порядок избрания и срок полномочий доверенных лиц могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Так, в коллективном договоре могут быть предусмотрены конкретные условия производства, при которых в структурном подразделении избирается несколько уполномоченных лиц.
Выборы доверенных лиц в структурных подразделениях или в организации в целом организуют:
– профессиональный союз;
– иные уполномоченные работниками представительные органы;
– трудовые коллективы.
Уполномоченного избирают открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации.
При наличии в организации нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных лиц. Доверенные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих в данной организации (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые отвечают за состояние охраны труда в организации по занимаемой должности.
Как правило, уполномоченные входят в состав комитета (комиссии) по охране труда организации. В своей работе они взаимодействуют с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками, представительными органами, со службой охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Руководство деятельностью уполномоченного осуществляет выборный орган первичной профсоюзной организации.
Основными задачами уполномоченных являются:
– содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда;
– осуществление в организации (структурном подразделении) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
– подготовка предложений работодателю (руководящему должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;
– представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
– информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.
Для решения задач, поставленных перед уполномоченным лицом, на него возлагаются следующие функции:
1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.
2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержания их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.
3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц об имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.
4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах к определенному классу (подклассу) условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.
6. Осуществление контроля по своевременному обеспечению работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении, с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного применения технологических процессов, инструментов, сырья и материалов.
8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшем с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.
9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.
10. Подготовка предложений работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.
11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.
12. В организации из членов выборного органа первичной профсоюзной организации избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации.
На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:
– организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;
– внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;
– участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;
– контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;
– внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;
– проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений выборному органу первичной профсоюзной организации по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.
Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации
Для выполнения возложенных на него функций уполномоченный имеет право:
1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.
2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.
3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. Получать информацию от работодателя и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.
6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении нарушений требований охраны труда.
7. Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).
8. Направлять предложения должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.
10. Вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.
11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Работодатель обязан создавать для работы уполномоченных все необходимые условия, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Made on
Tilda